Отчий край
(Литературная прогулка)
Учитель русского языка и литературы Мякинина В.И.
Цель урока: представить учащимся
писателей-воронежцев, познакомить с
их
творчеством, воспитывать любовь к родному краю, его
истории, вырабатывать у учащихся умение самостоятельно
подбирать необходимый
материал, выступать с сообщениями,
выразительно читать стихи.
Вид урока:
литературная прогулка.
Оборудование: выставка книг воронежских авторов, открытки, рисунки с изображением литературных мест Воронежа; плакат с эпиграфом к уроку: Я преклоняюсь перед краем отчим, Как сын перед наставником - отцом.
И. Топчиев
Ход урока. I. Вступительное слово учителя.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев как-то сказал: «Если человек не любит смотреть на старые фотографии родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы -значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - значит, он равнодушен к своей стране. Д.С. Лихачев вводит в обиход очень важное понятие духовной оседлости, нравственной привязанности к своему гнездовью: чувство ответственности не только за настоящее и будущее, но и за прошлое земли, по которой мы ходим. Порой интуитивно, но чаще вполне осознанно вписываем мы себя в географию и историю «малой родины».
Постижение Родины - процесс волнующий, радостный и глубоко интимный. Обращали ли вы внимание на сам грамматический склад этих слов: «род» - «родина», - «отец» - «отчество»? Уже при своем возникновении они выражали безусловное почитание отеческого начала.
Познать литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.
Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе. Они вырастают на родной им почве; (звучит песня «Где ты появился на свет»).
Литературная прогулка.
Ведущий: Не правда ли, здесь подразумевается несколько иной .жанр, более раскованный и гибкий, вовсе не чуждый лирике! Он позволяет быть неторопливым, останавливаться в сторону, чтобы навестить забытый уголок, одним словом, позволяет более свободно распоряжаться материалом.
Так что давайте все-таки прогуляемся без этой сумасшедшей спешки, оставив за порогом каждодневную суету, отдавшись полностью во власть впечатлений...
Итак, мы отправляемся в город Воронеж на улицу Большая Стрелецкая, дом 53.
Сообщения учащихся.
Ученик 1 Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842) Улица Большая Стрелецкая, дом 53. На нем мемориальная доска из коричневого гранита, украшенная бронзовым барельефом А.В. Кольцова. На доске золотыми буквами высечен текст: «На этом месте стоял дом, в котором родился 3 (15) октября 1809 года русский поэт Алексей Кольцов.
С малолетства любил Кольцов общение с природой. Летними днями он по долгу бегал возле песчаных берегов реки Воронеж, бродил по зеленым, влажным лугам, пробираясь сквозь высокие прибрежные травы к проточной воде, и любовался меняющимися красотами могучего леса.
В 1816г. Кольцовы перебрались на главную улицу города. Они приобрели у купца Пажетнова усадьбу с каменным строением. Выходившим на Большую Дворецкую, и деревянным флигелем в глубине двора (там первоначально жил Алексей). Ныне этот дом 46 на проспекте Революции.
Ученик 2 Василий Петрович Кольцов - отец поэта - воронежский мещанин, занимался прасольством - покупкой и выращиванием скота для салотопленных заводов. Оборотистый, сам себе на уме, он и в детях стремился воспитать страсть к наживе, как основную добродетель. С детства Алексей Кольцов вынужден был заниматься любезным отцу прасольскими, купеческими делами.
Кольцов отлично знал Россию воронежского пояса, нравы всех слоев населения, психологию пахаря - труженика, купца, мещанина.
Мечтатель, поэтическая натура, чуткая и впечатлительная душа, Кольцов был погружен в дела низменного торга, в суды-пересуды купцов, в скотные дворы, в лукавство и азарт купли-продажи.
Ученик 1. Другой воронежский поэт, Никитин, торговал в свечной лавке и ходил с лотком по базару.... Но и того и другого возвысила русская муза!
Перелистывая книгу со стихотворениями Кольцова нельзя не обратить внимания и на то, что многие из них посвящены природе: « Ты не пой соловей....», «Не шуми ты, рожь....», «Расступитесь, леса темные...», «Дуют ветры...», «Цветок», «Светит солнышко» и другие. Когда поэт перечисляет мирные весенние думы сельских людей, третья дума оказывается такой священной, что он не решается говорить о ней. И только благоговейно замечает: « Третью думугику как задумали, Богу Господу помолился». И потом мы видим, что эта страшная, священная дума народа, о том, как бы замять землю и дождаться нового урожая. Все та же дума о хлебе насущном!
Ученица. Для народа страшная дума о хлебе неотделима от еще боли страшной и великой думе о Боге. Бог дает ему хлеб.
Посмотрю пойду,
Полюбуюсь,
Что послал Господь
За труды людям.
Выше пояса
Рожь зернистая...
Славно Божий гость
На все стороны
Дню веселому
Улыбается.
Причем бог Кольцова - это Бог «раститься зерен, помощника миру, пестуна жизни, стоящего у самых истоков бытия и ему споспешествующего». Бог в жизни Кольцова друг труженика, земледельца: « Не может быть далек от людей, от земли Бог, коль скоро Он отечески посылает дождь и ведро, для того чтобы уродился хлеб». Бог в лучах солнца, в свете звезд и месяца, в летнем дождике из благодатной тучи, но особенно в земле кормилеще. Ведущий. Кольцов творит поэзию в духе народной песни, но в то же время оживляется воскрешается застывшее в фольклоре традиционные образы. Фразеология « Кровь с молоком получает в его «Косарь» пластического реализацию.
На лице моем
Кровь отцовская
В молоке зажгла
Зорю красную.
Ученик 2. Герой русских песен Кольцов наделен решительной волей, он идет всегда прямым путем, без колебаний и рефлекаей, « подсекая крылья дерзкому сомненью», предпочитая верить « силам души да могучим плечам». Кольцов поэтизирует смелого человека, полагающегося не только на судьбу, но и на свои силы:
На заботы ж мои
Чуть заря поднялась,
И один во весь день
Что есть мочи трудись.
И так бейся, пока
Случай счастья найдет,
И на славу твою
Жить с тобою начнет.
(«Товарищу.»)
Ученица 1. Герой Кольцова знает горе и неудачу, но относится к ним не с унынием. Хоть это горе из тех, что «горани качает», оно не повергается Кольцовского молодца в смирение, а толкает к понеку разумных и смешных выходов:
Чтоб порой перед бедой
За себя постоять,
Под грозой роковой
Назад шагу не дать.
(«Путь»)
Ученица. И любовь у Кольцова - чувство цельное, сильное, свежее, без полутонов, без романтической изощренности. Она преображает душу любящих и мир вокруг так, что зима оборачивается летом, горе - не горем, а ночь - ясным днем:
Да как гляну, против зорюшки,
На ее глаза - бровь чебрную,
На ее лицо - грудь белую,
Всю монетами покрытая, -
Альни пот с лица посыпится, Альни в грудь душа застукает, Месяц в облака закроется, Звезды мелкие попрячутся...
(«Деревенская беда») Любовь возвышает человека, превращает добра молодца в героя - богатыря:
Выходи ж ты, туча, С страшного грозою, Обойме свет белый Закрой темнотою.
Молодец удалый
Соловей засвищет!
Без пути, без света
Свою долю сыщет
(«Русская песня»)
Ведущий. Беленький считал, «что русские звуки поэзии Кольцова должны породить много новых мотивов национальной русской музыки». Так оно и случилось : русскими песнями и романсами Кольцова вдохновлялись А.С. Даргомынений и Н.А. Римский - Корсаков, В.П. Мусоргский и М.А. ББалакирев.
Поэт Кольцов как о первом «поэте земледельческ5ого труда» говорит Успенский.
Именно это имя в виду и Есенин, когда в своем стихотворение 1917году писал. Ученица.
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь
По голубой долине Меж телок и коров Идет в златой роднике Твой Алексей Кольцов.
В руках - краюха хлеба Уста - вишневый сок И вызвездило небо Постушенский рожок.
Ведущий. Такова поэтическая легенда о Кольцове. Таков его лик.
Учитель. Воронеж, воронежская земля - колыбель поэта Ивана Никитина.
За всю свою недолгую жизнь он лишь однажды отлучился за пределы губернии, когда летом 1860года совершил поездку в Москву и Петербург. Остальное время Никитин пребывал в городе или ближних уездах.
Картины, которые он здесь наблюдал, давали обильные материалы для широких художественных обобщений. Русь воронежская мало, чем отличалась от Руси поволжское или сибирской. Бодуче воронежским, поэт оставался подлинным сыном России.
Ученик 2. В центре Воронежа, на месте прежней тихой окраины, посреди высоких современных домов зажат уголок бывшего Митрофаньевского кладбища с двумя дорогими каждому русскому сердцу могилами. Есть особый печальный смысл в том, что А.В. Кольцов и И.С. Никитин похоронены рядом. Воздании многих поколений эти имена неразрывно связаны между собой. Поэтов роднит не только город, в котором они выросли, но и схожесть жизненной судьбы. Оба не дожили и до сорока лет. Обоих убила гнусная российская действительность. Даже сам покорит образов у них близок.
Иль у сокола
Крылья связаны,
Иль пути ему
Все заказаны?-
Восхищал темпераментный Кольцов, вся поэзия которого - порыв к свободному, соколиному полету.
Ученик 1. Более сдержанный, замкнутый в себе, Никитин выражал свои чувства иносказательно:
На старом кургане, в широкой степи,
Прикованный сокол идет на цепи.
Сидит он уж тысячу лет,
Все нет ему воли, все нет!
И грудь он когтями с досады терзает,
И каплями крови из груди вытекает.
Летят в синеве облака,
А степь широка, широка...
Никитинский соловей из стихотворения «Хозяин»-удивительно емкий по смыслу образ. Каментаторы справедливо считают его символом угнетенной России, опутанной по рукам и ногам цепями рабства. Думается, можно истолковать образ еще и как горестный автопортрет, как итог многолетних раздумий над участью писателя в крепостнической стране. Ученица. У Никитина есть немало замечательных строк о родине, которой хочется назвать не иначе как объяснением в любви, эта любовь заполнило все его существо.
Глядишь вокруг - и на душе легко,
И зреет мысль так вольно, широко,
И сладко песнь в честь родины поется,
И кровь кипит, и сердце гордо бьется,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! Здесь край моих отцов!» Учитель: Грустно видеть, как много страдания, И тоски, и нужды на Руси!
(«Родина»)
Это первое опубликованное стихотворение воронежского поэта и писателя. Ведущий. Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже в 1870 году; детство и юность провел в деревне. Он так писал о себе: «Я пронехож из старого дворянского рода, давнего России немало видных деятелей..., где особенно известно два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы, сын Афанасия Бунина и пленной турчаин Сальхи.»
Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с народом отразились в лучших произведениях Бунина.
«тут, - писал он, - в глубочайшей полевой тишине, среди богатейших по чернозему и беднейших по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимою среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразия...» На развитие литературного дара юноши влияло не только окружающая его природа, но и среда, близкие люди. Ученик 2. Литературная судьба Бунина складывалась счастливо. Критика, в общем, хвалила его произведения, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд», отдавали должное его языку.
В рассказах Бунина о деревне поражает точность, подлинность крестьянской речи, в других рассказах восхищает язык разных слоев общества, переход к повествованию от автора, высокие достоинства его переводов с английского, французского.... Признанный мастер прозы, Бунин был верен и поэзии.
Ученица: Долгие годы большой русский писатель Иван Бунин проживал вдали от родины, с которой был связан лучшими своими произведениями, и умер в Париже в ноябре 1953году. До конца жизни от тосковал о родине. В стихотворении 1922года с горечью писал:
У птицы есть гнездо, у зверя есть пора, Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому!
Ведущий. Это был даровитейший художник слова, замечательный русский писатель, создавший правдивые картины ушедшей в прошлое русской жизни.
Звучит музыка Чайковского «Сентиментальный вальс», песни «Родимая земля», «Где ты появился на свет»!